22 марта 1983 года военное ведомство США заключило с компанией AM General контракт на поставку многоцелевого армейского автомобиля HMMWV, который широко известен под названием Hummer в его гражданской версии
В этот день 38 лет назад Пентагон одобрил контракт с фирмой AM General на беспрецедентную для военных автомобилей сумму заказа в 1,2 млрд долларов. Согласно ему, в армию предстояло поставить в течение пяти лет ни много ни мало 55 тыс. автомобилей.
Уже в середине 70-х гг. в вооруженных силах США возникла потребность в принципиально новом, многоцелевом транспортном средстве для эффективного использования в условиях современных боевых действий. Такая машина, обладающая высокой мощностью и мобильностью, должна была заменить сразу четыре типа автомобилей: тесноватый, недостаточно грузоподъемный джип M151, стандартный автомобиль М715 класса 1,25 т., а также пикап M880, созданный на базе гражданской модели, и сложную, шарнирно-сочлененную трехосную амфибию Gama Goat.
В 1979 году военное ведомство объявило конкурс на создание такого автомобиля. К завершающему его этапу, в апреле 1982 года пришли три производителя. Компания Chrysler Defence, входящая в состав монополии General Dynamics, представила автомобиль с двигателем V8, трехступенчатой коробкой передач и независимой передней подвеской.
Образец от компании Teledyne был доработанной моделью Cheetah («Чита»), разработанной фирмой Lamborghini и выкупленной у последней корпорацией Mobility Technology. Автомобиль имел дизель V8, трехскоростной «автомат», независимую подвеску всех колес и алюминиевый кузов.
Автомобиль, представленный фирмой AM General, базировался на машине, купленной у компании FMC и затем доработанной. Модель имела низкий силуэт и большую удельную мощность. Во время сравнительных испытаний она показала высокую надежность и легкость в обслуживании. Этот автомобиль и стал победителем конкурса.
Серийное производство машины наладили на переоборудованном автобусном заводе в городе Мишеуока (Mishawaka), штат Индиана. Первый автомобиль HMMWV был выпущен там 2 января 1985 года. А до конца года изготовили 11 455 машин в нескольких версиях.
Общее название этого автомобиля – НMMWV расшифровывалось как High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle – «многоцелевая колесная машина высокой мобильности». А базовая модификация носила стандартизованное названием M998. Она представляла собой или грузопассажирский 4-дверный автомобиль с закрытым кузовом или пикап с двухдверной кабиной. Выпускались и многочисленные модификации: транспортеры вооружения, санитарные машины, легкий артиллерийский тягач, низкорамные шасси для армейских миниконтейнеров, бронированные версии и т. д. и т. п.
На автомобиле устанавливался 6,2-литровый Detroit Diesel (V8) мощностью 130 л. с., трехступенчатый «автомат» Hydra-Matic и двухступенчатая «раздатка». Подвеска колес – независимая, пружинная. Алюминиевый кузов выполнен по оригинальной технологии: его листы сначала соединяли сваркой, а затем еще и заклепками. Базовый вариант М998 был рассчитан на полезную нагрузку 1135 кг и мог работать с прицепами полной массой 1500 кг. Снаряженная масса машины была 2855 кг, полная – 3990 кг.
Клиренс составлял 406 мм. При этом днище было совершенно ровное. Автомобиль преодолевал подъемы в 60%, боковые скаты в 40% и брод глубиной 0,8 м, а с подготовкой – более 1,5 м. Запас хода доходил до 563 км. Максимальная скорость составляла 105 км/ч.
В дальнейшем технические характеристики машины изменялись. В настоящее время эти машины состоят на вооружение более 50 стран, в том числе и Украины, и являются самыми распространенными в мире легкими военными автомобилями.